Камень в ландшафтном дизайне? Если воспользоваться прямой аналогией с живописью, камень это холст. Именно на этом холсте должны появляться тонкие мазки из цветов и трав. Не знаю, известно ли читателю что существует целая индустрия, которая занимается производством холстов для художников. Точно так же уже давно существуют производства по выпуску изделий из камня для ландшафтного дизайна.
Откуда берутся камни? Ответ на этот вопрос даёт нам наука геология. Согласно утверждениям этой науки, образование камней происходит в два этапа. На первом этапе происходит образование горных или осадочных пород. Вот их классификация:
-магматические горные породы – образуются в процессе кристаллизации магмы, как на поверхности земли, так и в её недрах.
-осадочные породы – образуются путём превращения рыхлых осадков в твёрдые породы.
-метаморфические горные породы – образуются в результате преобразования породы под воздействием высоких температур, давления, химических воздействий.
Второй этап - это процесс образования камней из горных пород. Геологи именуют его «выветриванием». Нормальное «поэтическое» определение для «поэтической» науки. Приличный физик назвал бы этот процесс процессом разрушения в условиях растущей энтропии или расширяющийся вселенной.
Уж такова суть всех процессов в этих условиях - «разрушение». Вопрос в скорости. Минералы, камни, некоторые металлы имеют очень маленькую скорость этого процесса. Именно поэтому мы до сих пор имеем возможность наслаждаться работами великих мастеров древности, создавших много лет тому назад великолепные произведения искусства из этих материалов.
Венера Милосская, «Лувр» 4-й век д.н.э.
Золото скифов, 7-й век д.н.э.
Не хочется обременять читателя прочими научными и технологическими определениями. Думаю, это лучше делать по ходу раскрытия тем. Лучше перейти непосредственно к дизайнерским советам и композициям.
Самый первый совет – используйте камни, которые типичны для вашей местности. Совет необязательный, по своей художественной сути он должен означать лишь то, что необходимо выдерживать гармонию с окружающей средой.
Совет второй – не используйте в одной композиции камни, резко отличающиеся по своему происхождению, то есть того, чего не может быть в природных ландшафтах. Например, не встречаются рядом гладкие валуны и угловатые глыбы. Хотя, я так думаю, творчество и понятие «табу» несовместимы.
Валуны.
Глыбы.
Изучая историю ландшафтного дизайна, нельзя не заметить, что она тесно связана с историей империй. Англия, Китай, Россия, Япония - перечислены страны, которые были империями. А теперь: английский парк, китайский сад, русский парк, японский сад камней – улавливаете?
Правда, есть исключения - Великая Римская Империя и, конечно, Испания, которым в разное время принадлежало половина мира. В этих странах не было своей культуры паркового искусства? Нет, конечно, была. Просто сведения об этой культуре мы потеряли, потеряли раз и навсегда. Или нет? Святой долг наших с вами современников, специалистов-историков, попробовать собрать все, что можно по этой теме. Иначе мы с вами будем горько плакать, как плачем теперь о сгоревшей Александрийской библиотеке, или полностью потерянной истории цивилизации Майя.
Нельзя не отметить, что обе эти потери - дело рук человеческих, и у этих рук есть свои продолжатели в современном мире. Талибы, которые разрушили памятники буддизма на территории Афганистана. И, конечно, наши доблестные борцы за демократию в Ираке. При их попустительстве были разграблены музеи этой страны. По оценкам специалистов ЮНЕСКО, похищено десять тысяч артефактов. Неужели нефть так дорого стоит?
Экспонаты Иракского Национального Музея.
В восточных культурах камень, сам по себе, является отдельным объектом дизайна. В Китае ценятся камни, «изъеденные временем», часто такие камни можно встреть одиноко стоящими, в каком-нибудь скверике.
Скверик в китайском парке. Камень, «изъеденный временем».
Настоящий памятник камню. Китай.
В китайском садике
В Японии композиции из камня используют как элемент комнатного дизайна. Там популярны камни на подносе (Суйсеки).
Суйсеки (Камни на подносе).
В последнее время, идею Суйсеки всё чаще можно увидеть в двориках и на улицах китайских и японских городов.
Дворовой Суйсеки.
Особенно эффектно выглядят обе «подносные» культуры - Суйсеки и Бонсай (дерево на подносе) в одной композиции.
Суйсеки и Бонсай.
В европейских культурах камень в качестве отдельного объекта дизайна не используется. Самое распространенное его применение - это постаменты под памятники. Достаточно вспомнить «Медного всадника» в Питере или «Памятник затопленным кораблям» в Севастополе.
Медный всадник. Питер
Памятник затопленным кораблям. Севастополь.
Но это совсем не означает, что каменные композиции не будут использоваться в европейской культуре никогда. Пришло время «собирать камни».
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)