Я расскажу о классическом предмете интерьера, пришедшем к нам почти через два столетия. Речь пойдет о венском стуле.
Лично мне этот предмет очень нравится. Он у меня совершенно не ассоциируется со сталинскими или чеховскими временами. Он для меня – воплощение идеального сочетания простоты натурального дерева, изящества гнутых форм и мастерства работы с таким негнущимся материалом, как дерево.
Меня восхищает легкость стула. Его может поднять одним пальцем хрупкая девушка.
Еще меня удивляет прочность этого стула. Если вам попадается компания разномастных стульев, сравните, какой прочности будет видавший виды венский стул и его, более молодые деревянные или металлические собратья. Я уже не говорю о пластиковых стульях.
Автором этого творения является венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871). Он родился в Германии, там выучился на столяра, и открыл свою мастерскую в г. Боппард. Дело у Тонета шло неплохо, и он начал экспериментировать с гнутой фанерой.
Надо сказать, что способ изготовления мебели гнутьем древесины существовал и до Тонета. Еще в 17 веке спинка стула «Виндзор» была сделана из гнутой древесины. В 1720 г. на этот способ производства был получен первый патент. Далее этот способ производства развивался, выдавались все новые и новые патенты. Изготавливал гнутую мебель и из клееных элементов Жан Йозеф Шапю с 1800 года. В 1808 г. бостонский краснодеревщик Сэмюель Грэгг получил патент на стул “Elastic chair”, передние ножки, сиденье и спинка которого были сделаны из цельного гнутого куска древесины.
Герой нашего рассказа пошел дальше. Михаэль Тонет нарезал клееную фанеру на полоски в направлении волокна, варил их в клее и пачками высушивал в шаблонах. Такой способ позволял делать сразу партию изделий, что послужило началом серийного производства.
Гнутая слоистая клееная фанера оказалась хорошим материалом для создания мебели. Фанера легче цельной древесины. Первые стулья были из частично гнутой древесины.
Наконец, в 1841 году Михаэль Тонет получил патент на свою технологию изготовления мебели.
Тонет со своими изделиями принимал участие в выставках. На одной из них он получил предложение от бывшего канцлера Австрии Меттерниха открыть свое производство в Вене.
В 1943 г. он переселяется в Вену, по праву считавшейся столицей культуры Европы, и открывает фирму по производству мебели по своей запатентованной технологии.
Вскоре в Вене Тонету становится тесно, да и местные конкуренты недружелюбны к приезжему мастеру, плетут интриги, пытаются отобрать патент, а сами тоже работают по его технологиям, гнут древесину. Между тем, Михаэль, отец семейства, оформивший фирму «Братья Тонет» на сыновей, расширяет производство. В Моравии (на территории современной Чехии), где и сырья достаточно, и рабочей силы – только свистни! - в Коричане, открыл первую фабрику.
В 1850 г. выпущен первый стул, состоящий только из гнутых буковых элементов. Его тут же закупает одно венское кафе, где они прослужили целых 26 лет! А один венгерский отель делает заказ на 400 стульев.
1851 г. – рождение стула №14. Разработан он был в Коричане. Именно эта модель известна нам, как «венский стул». Он легок, изящен, лаконичен! В нем всего 6 элементов. Эта простота была революционной. Венский стул стал первой ласточкой в массовом производстве дешевых товаров.
Детали скрепляются между собой винтиками. В разобранном виде в ящик емкостью 1 куб.м. вмещается 36(!) стульев. Это было тоже новым словом в деле транспортировки товара.
Для того чтобы показать прочность стула №14, его сбрасывали с Эйфелевой башни. Стул остался невредим.
Короче говоря, потребительские качества стула безупречны. Дизайн его таков, что он вписывается почти в любой интерьер. Он подходит и для кабинетов, и для столовых, и для гостиных. Именно, благодаря своей универсальности, он пережил века.
С того самого момента, как произвели на свет первый стул, его производство не останавливалось. Многочисленные фабрики «Тонет» (Thonet), наряду с гнутыми изделиями из бука, производят сегодня много разной продукции. Но те первые изделия, которые придумали в первые 20 лет, не претерпели почти никаких изменений.
А тот самый, венский стул, теперь он значится под номером 214, можно считать родоначальником нового направления в производстве, которое теперь называют промышленным дизайном.
Не могу не процитировать Ле Корбюзье, знаменитого архитектора, сказавшего о феномене венского стула: «До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции».
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)