В предыдущей части я вкратце попытался ознакомить читателей с видами декоративной отделки стен. Некоторые варианты вызвали определенный интерес и, по просьбе уважаемых форумчан, я расскажу о них подробнее.
Заранее прошу прощения за отсутствие поэтапных фотографий: - просто никогда не задавался целью создать демонстрационный мастер-класс.
Речь пойдет об «объемно-трафаретном» и «барельефном» способах нанесении изображения. Прежде чем приступить к этой работе, вам надо определиться с фоновым покрытием стены, на которой планируется разместить изображение.
Здесь возможны ДВА варианта:
1. ОСНОВНОЙ ФОН - ГЛАДКИЙ.
В этом случае стену достаточно качественно прошпаклевать и ошкурить.
Далее - грунтование, желательно грунтовкой глубокого проникновения. Я пользуюсь акриловой.
Гладкий фон, в некотором смысле, «простенькое» решение. Но он служит прекрасной основой при последующем выполнении барельефа, - он не «распыляет» взгляд и позволяет сосредоточиться на основном элементе декора.
Вот яркий пример грамотного применения гладкого покрытия в качестве фонового при барельефной технике выполнения изображения.
2. ОСНОВНОЙ ФОН - ДЕКОРАТИВНОЕ ПОКРЫТИЕ.
В этом качестве могут быть использованы:
I. ДЕКОРАТИВНЫЕ КРАСКИ
II. ШТУКАТУРКИ
I. Я уже оговаривал во «ВВЕДЕНИИ», что краски более приемлемы для использования человеком, не обладающим достаточным опытом владения кельмой и шпателем, так как предоставляется возможность нанесения покрытия кистью.
В качестве красок предложу: «MARCOPOLO», «SWAHILI», «БЕЛЬСЕТ» и «МАХАОН». Последние - отечественные от «Бельведер»(Ставрополь).
Перед нанесением краски, - для более качественного покрытия, - стена может укрываться одним-двумя слоями грунтовки типа «Декорфон». Наносится меховым валиком с коротким ворсом, для предотвращения эффекта «апельсиновой корки», создает однотонную белую поверхность. Это - рекомендация производителя (СанМарко).
Я красил по простой акриловой грунтовке и не скажу, что испытал какие-то трудности. Сама краска наносится плоской широкой кистью хаотичными мазками в один слой.
Для придания декоративного эффекта можно использовать несколько способов.
Вот два из них:
1. для получения ЭФФЕКТА «ЛЬНЯНОЙ ТКАНИ»
- по нанесенной краске, широкой, сухой, жесткой кистью поочередно проводятся вертикальные, а затем - горизонтальные мазки. И так - несколько раз, до получения необходимого результата.
2. для получения "ЭФФЕКТА ТАМПОНИРОВАНИЯ"
- спустя 3-4 минуты после нанесения, когда краска начинает подсыхать, губкой, легкими вращательными движениями распределяете материал по поверхности.
При работе с декоративными красками вы можете подобрать другой способ формирования рисунка, тренируясь на куске гипсокартона, ДВП и т.п., и доверяясь своей фантазии.
Подчеркну, что фотография не передает всю красоту получаемого покрытия, которая основывается на игре цвета и света в зависимости от угла обзора.
II. Декоративная штукатурка - более сложное для нанесения покрытие, однако при определенной сноровке и некоторой тренировке, вполне реально получить весьма достойные результаты. В качестве исходного, можно предложить материал одноименного названия различных производителей, например - «JOBI». Очень неплохи и отечественные производители, скажем «ИНТЕРЬЕР». При выборе покрытия важно представлять себе, что вы хотите в итоге получить.
Дело в том, что в качестве наполнителя в этих штукатурках используется мраморная (гранитная) крошка различной фракционности.
Данные о размере «зерна» всегда приводятся на этикетке. Например: 0,5мм; 1мм; 2мм....
От этого размера зависит рельефность получаемого покрытия.
Чем больше размер фракции - тем глубже рельеф, но и расход - больше.
Материал наносится кельмой равномерно по всей поверхности стены. Здесь очень важна непрерывность процесса нанесения.
Дело в том, что штукатурка достаточно быстро подсыхает и необходимо постоянно контролировать состояние «края» слоя, во избежание образования некоторой ступенчатости покрытия.
Если вы хотите получить подобие эффекта «короед», то практически одновременно с нанесением штукатурки, краем кельмы (плоскость рабочей поверхности составляет около 70-80 град относительно стены) или пластиковым шпателем с усилием делаются «продиры». За счет стягивания, частицы наполнителя оставляют за собой рельефный след. Выступающие места заглаживаются плоскостью кельмы.
Сглаживающим эффектом обладает и влажная кисть, которой затем можно пройти по еще не высохшей поверхности.
Для получения другого типа покрытия, на первый, ровный слой нанесенной штукатурки, фрагментарно, небольшими порциями кельмой или шпателем наносится второй слой материала, который потом заглаживается.
Для этого типа отделки лучше использовать материал с мелкозернистой фракцией, хотя и с крупным «зерном» результаты весьма впечатляющие.
Можно вообще сделать покрытие в один ровный слой без дальнейших «навесов». Он уже будет рельефный, с мелкозернистой структурой поверхности и смотрится - очень даже неплохо.
Очень интересный эффект получается при применении «Известкового туфа» от Бельведер.
Для подготовки поверхности используется грунт с кварцевым наполнителем.
Первый слой материала нужно наносить валиком с коротким ворсом, что даст шероховатую фактуру. После того, как он немного подсох, шпателем или кельмой хаотично накладывается второй слой, который также можно прокатать валиком. Спустя некоторое время, необходимое для «схватывания» материала, верхние слои заглаживаются кельмой и затем, ей же, полируются до глянца.
На показанных образцах очень хорошо видно, как способ нанесения второго слоя влияет на итоговый результат.
В первом случае второй слой накладывался строго горизонтально, имитируя структуру натурального камня.
Существуют и другие виды декоративных покрытий, например, ФАКТУРНЫЕ и РОЛЕРНЫЕ штукатурки.
Это - ролерная штукатурка, наносилась плоской широкой кистью в один слой и, чуть подсохшая, сглаживалась кельмой. Очень неприхотливое в нанесении покрытие, прощающее огрехи мастера. Позволяет формировать различный текстурный фон. Как уже писал в предыдущей статье, ознакомиться с декоративными покрытиями можно в специализированных магазинах и отделах на «выкрасах», подобрав для себя подходящее по фактуре. При выборе - предусмотрите возможность самостоятельного нанесения.
Вернемся к основной теме статьи...
Итак, мы рассмотрели способы формирования фонового покрытия стены и будем считать, что с ним вы уже определились.
Следующий шаг - ВЫБОР ТРАФАРЕТА.
Существуют интернет-магазины, где можно посмотреть и заказать понравившийся трафарет (например BAROCCI), но это весьма дорогое удовольствие и оно оправдано в том случае, когда планируется многоразовое использование трафарета в одном интерьере, либо в коммерческих целях. Дело в том, что они изготавливаются из качественного пластика на специальных плоттерах или при помощи лазерной резки. Естественно, стоимость зависит и от размера трафарета.
Вот что представляет из себя трафарет и вот - результат его использования:
Самый оптимальный вариант - изготовление трафарета собственными силами.
При этом нужно учитывать, что чем толще материал, из которого изготавливается трафарет, тем рельефнее получится изображение.
В качестве основы вполне подходят ватман и картон. Если рисунок достаточно велик, листы можно скрепить между собой скотчем. Далее наносятся сами контуры и прорезаются канцелярским ножом. Сам процесс вырезания, в зависимости от сложности рисунка, весьма кропотлив и требует аккуратности...
Всё, трафарет готов.
Формируем собственно изображение.
Для этого на выбранном месте закрепляем трафарет, например, - малярным скотчем.
Готовим смесь для заполнения. Я пользуюсь шпаклевкой «ФИНИШ» от КНАУФ, только вместо воды добавляю акриловую грунтовку. Мне нравятся эксплуатационные свойства этого материала, хотя выбор может быть и другой.
Необходимое количество тщательно вымешиваем, консистенция - достаточно густая сметана. Шпателем необходимой ширины заполняем трафарет, то есть просто протягиваем шпателем по трафарету, заполняя смесью вырезанные места.
При желании, полученной поверхности изображения можно придать различную фактуру, используя сухую кисть, губку и другие «подручные средства».
Декоративный эффект получается и при частичном заполнении трафарета, когда мы как бы только обозначаем контуры изображения, например, так:
Даем возможность содеяному подсохнуть и аккуратно снимаем трафарет. При необходимости - подправляем.
Теперь и стене, и изображению надо придать презентабельный вид...
Для этого используем красящие составы.
Предварительно поверхность грунтуется, я предпочитаю обычную отечественную акриловую грунтовку, можно глубокого проникновения. Акриловая - потому, что финишное покрытие, как правило, тоже акриловое.
Для получения эффектного финишного слоя, подчеркивающего фактуру, используются полупрозрачные составы изготовленные (самостоятельно!) из прозрачных лаков (матовых, глянцевых) на основе того же акрила с добавлением, в качестве красителя, простых акриловых красок, - так мы добиваемся необходимого оттенка. Это так называемые лазури, глейзы.
От толщины слоя зависит интенсивность цвета! Эффект неизбежно проявляется на шероховатой стене.
Наносятся меховым валиком (с коротким ворсом), кистью или губкой.
Для выделения полученного изображения, его можно протереть чуть влажной тряпочкой, уменьшая тем самым слой краски.
При окрашивании другим цветом рисунок либо тампонируется, либо окрашивается с повторным применением трафарета.
Очень здорово смотрятся покрытия с использованием, в качестве финиша, перламутровых акриловых красок с эффектом «металлика». Они отечественного производства, недорогие, отличного качества и при разведении водой напоминают лазури.
Если вам более по душе однотонное покрытие, проблем нет! В вашем распоряжении акриловые и латексные краски, заколерованные самостоятельно, или на автомате. Для придания блеска и шелковистости они сверху покрываются соответствующим лаком.
Ну и, наконец, «БАРЕЛЬЕФНОЕ» ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕКОРА.
Будем считать, что подготовленная основа, в виде стены с нанесенной декоративной штукатуркой (либо гладкой) у нас уже есть.
Так же считаем, что человек, нацеленный выполнить эту работу, обладает некоторыми «художественными» способностями и пространственным воображением...
Стена грунтуется и вы, определившись с местом, в карандаше изображаете предмет своих вожделений.
Дальнейшее напомнит вам художественную «лепку по стене».
В качестве материала предлагаю к использованию «ДЮНУ» от Бельведер или уже упомянутый ранее «ФИНИШ». Постепенно, кусочек за кусочком, формируем остов барельефа, накладывая на прорисованные линии необходимое количество материала, не преследуя, однако, цель полностью заполнить предполагаемый объем, - это можно сделать в дальнейшем, поэтапно.
Работаем руками и мастихином.
Так же не требуется дотошное соблюдение границ рисунка, - откорректируете потом.
Это - основной этап, который предопределяет успех. Работа кропотливая и требующая терпения. После формирования контура изображения приступаем к «скульптурным» работам, то есть начинаем удалять лишнее резцами и ножом. Лучше это делать на не совсем еще застывшей массе. Гладкости поверхности добиваемся шлифованием наждачкой мелкой зернистости.
При выполнении работ приходится придумывать некоторые приемы, позволяющие облегчить нанесение состава...
Так, например, тонкие линии на первом снимке выполнены с использованием медицинского шприца, который заполнял раствором. И вам, делая барельеф, придется что-то придумывать и изгаляться, - потом, "среди себя", будете гордиться.
В этом смысле работа очень творческая и требует смекалки. Еще раз подчеркну, что основное - это первичное нанесение состава на стену. Предварительно можно взять кусок гипсокартона, прогрунтовать его и потренироваться как в приготовлении состава (если это «ФИНИШ») нужной консистенции, так и в закреплении его на вертикальной поверхности. Вы все поймете сами, начав работать.
Окраска полученной фигуры - дело вашей фантазии и вкуса. Я предпочитаю колонковую художественную кисть и акриловые краски.
Сначала окрашиваете фон, а потом работаете над барельефом. Цветное (не фоновое) исполнение дает великолепные результаты:
Чтобы избежать проблем со сложной окраской фона при уже нанесенном барельефе, я СНАЧАЛА наносил финишное покрытие на стену, и только ПОТОМ делал барельеф.
За счет использования в качестве связующего акриловой грунтовки, «ФИНИШ» отлично держится на акриле финишной отделки. А «ляпы» успешно убираются влажной тряпочкой.
Можно некоторым образом комбинировать трафарет и барельеф.
Сначала наносится трафаретное изображение, которое потом наращивается до барельефа. В общем, нюансов очень много и про все рассказать просто невозможно.
Напоследок остановлюсь на ИНСТРУМЕНТЕ.
Кельма, иначе на сленге иногда называемая «малкой», и шпатель для «декоративки» должны быть из нержавеющей стали хорошего качества.
Ориентироваться можно по цене: кельма - от 500р. и выше, шпатель - от 300р. Покупать лучше в фирменных магазинах, торгующих качественной лакокрасочной продукцией.
Качество покрытия, особенно при полировке, напрямую зависит от инструмента. Металл плохого качества оставляет черные полосы. И не скупитесь, наверняка, раз попробовав, вы уже не остановитесь.
Так было и со мной... Еще пригодится...
Для дополнительной информации в инете можно найти видео мастер-классы по нанесению фактурных покрытий. Уделите особое внимание технике владения кельмой. Её возможности достаточно полно видны на МК по «венецианке». Очень универсальный инструмент. После знакомства с ним, шпателем практически не пользуюсь.
Наиболее интересно и выигрышно результат ваших трудов будет выглядеть при верхней декоративной подсветке, которая подчеркнет объемность изображения. Продумайте этот вариант заранее.
На последнем фото очень интересное сочетание резьбы по штукатурке и барельефа. Предварительно нанесен слой шпаклевки, позволяющий выполнить резьбу, затем сделан барельеф, а в завершении всего - сама резьба. Это позволило получить гораздо более объемный эффект, нежели достигаемый каждым способом отдельно.
Возможно, я в своем повествовании что-то упустил, но это поправимо, - задавайте вопросы, с удовольствием на них отвечу! Желаю успехов в деле «интерьеризации» своего жилища!
P.S. Часть изображений взята из интернета.
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)