Традиционный фарфоровый чайный сервиз, дошедший к нам из глубины веков, не сразу стал главным предметом чаепития. Из века в век его состав пополнялся интересными предметами. Основа сервиза – это чайные пары и чайник, а также молочник, сахарница, шкатулка для чая, отдельные подносы для ложек, хлеба, пирожных, масла и чашка для остатков использованной заварки. Каждый предмет был по-своему ценен, и придавал ежедневному или праздничному чаепитию особое настроение, но все же, чайная чашка и блюдце, составляющие единое целое – это целая история, дошедшая до наших времен и претерпевшая на своем пути удивительные изменения.
Впервые искусству специального обжига фарфора научились китайцы, до сих пор считается, что и родина фарфора – всемудрый Китай, недаром одно из значений «china» в английском языке - фарфор. Состав твердого фарфора был изобретен примерно в VI веке, а еще через тысячу лет этот секрет раскрыли европейцы, минуя страх смертной казни, предназначенной тому, кто посмеет вывезти эту тайну из страны. Посуда из настоящего тончайшего фарфора была настоящей редкостью, завозилась с Дальнего Востока и позволить себе украсить ею столы могли только богатые слои населения. Первая мануфактура по производству европейского фарфора была создана в Саксонии, в маленьком городке Мейсен в 1710 году после того, как Иоганн Бёттгер, знаменитый придворный керамист, в 1708 году добился получения идеального на то время состава фарфора для производства посуды.
Совсем не имело значения, что в дизайне первых мейсенских чашек преобладали китайские мотивы, цветы и экзотические птицы, а сами чашки отливались без ручек и по форме напоминали глубокие китайские пиалы, важен был сам факт, что Европа стала обладательницей фарфорового производства.
Через пару десятков лет, когда волны триумфа прошли, производители фарфора, во главе с талантливым скульптором Кендлером И.И., в 1731 году прибывшим в Мейсен для реализации новых дизайнерских идей в фарфоре, задумались об удобстве чаепития. Так, у всех выпускаемых партий мейсенских чашек появились удобные ручки, которые не только придали чашкам особый вид, но и буквально стали произведением искусства, украшались затейливой росписью, тонкой лепниной и, возможно, были достойны королевского двора. Сама же основная форма чашки оставалась такой еще до XIX века, когда в ее вариациях появилась новинка – чашка для джентльменов, носивших усы. Специальный выступ на переднем крае чашки, позволял пить из нее, не замачивая усов, что было достаточно оригинальной идеей, воспринятой с восторгом.
Чайное блюдце для британцев считалось непременным атрибутом чаепития. Но в XVI веке они все также напоминали по форме низкую пиалу, поскольку в нее наливали чай, чтобы он быстрее остывал. Лишь постепенно, блюдце приобрело привычные для нас плоские формы.
Цвет фарфоровой массы долгое время оставался естественным, так как практически вся посуда выпускалась расписной, и особых предпосылок к этому не было. Какой же триумф вызвало появление фарфора кремового цвета, созданного Джошуа Веджвутом, известным английским керамистом, творение которого настолько очаровало королевскую чету Георга III и его супругу Шарлотту, что кремовый фарфор был успешно принят королевским двором, а Д.Веджвуду была оказана честь отныне стать его главным поставщиком самой разнообразной посуды.
Современные очертания фарфора доставляют нам несравнимые удовольствия от созерцания прекрасной по форме и расцветкам посуды. Дошедшие до наших времен коллекционные экземпляры, удивляют не только оригинальностью очертаний и размеров, но ценой на особо редкие изделия.
Как знать, а может любимая чашка вашей бабушки стоит целое состояние, ведь за ней тянется легкий шлейф удивительной многовековой истории.
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)