Снова я про стулья, дорогие читатели! На этот раз на статью вдохновили герои романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Естественно, не человеческие персонажи этого литературного произведения, а те самые гамбсовкие стулья, из-за которых разгорелось столько страстей.
А знаете ли вы, что вдохновило писателей на этот труд? Да, это были настоящие гамбсовские стулья, обитые английским ситцем, стоявшие в редакции газеты «Гудок», где сидели знаменитые Илья Ильф и Евгений Петров, а также Валентин Катаев и Михаил Булгаков. И именно, В. Катаев предложить двум соавторам эти непролетарские стулья сделать героями будущего литературного произведения.
История самих гамбсовских стульев, ставших прототипами «12 стульев», не менее, а может быть и более драматична их литературных собратьев. Первым владельцем стульев, на которых сидели великие писатели, был Александр Сергеевич Грибоедов, тот самый великий писатель, автор «Горе от ума», знаменитого вальса и блестящий дипломат. Именно для его дома был приобретен новенький гарнитур работы Гамбса.
После вероломного убийства Грибоедова в Тегеране, гарнитур из черного дуба работы Гамбса, вместе с имением стал перекочевывать из рук в руки. В начале ХХ века имением завладел некий купец Силягин, а весь гарнитур, включавший два книжных шкафа, диван, стулья и резной письменный стол, за ненадобностью, перекочевал в конюшню в Вязьме. В 1914 г. жена кавалерийского полковника Алексея Вульфа, служившего в Вязьме, Наталья Сергеевна, урожденная Головнина, случайно увидела эту мебель, находившуюся в плачевном состоянии. Узнав о том, кто был ее первым владельцем, она тут же купила гарнитур.
Дома, в Москве она организовала у себя дома небольшой мемориал. У нее были комнаты, посвященные памяти знаменитых родственников Вульфов, Головниных, Пушкиных, Ржевских, а теперь еще появилась экспозиция, посвященная памяти Александра Сергеевича Грибоедова.
В 1922 году дом Вульфов был экспроприирован Советской властью. Наталью Сергеевну с мужем-инвалидом первой мировой войны и тремя детьми безжалостно выставили на улицу. А дом, вместе с мебелью, отдали редакции газеты «Гудок».
На этом история не закончилась. Через полвека сын Вульфов, в память о своих родителях и их фамильной коллекции решил отыскать те самые стулья, наделавшие столько шума. В это время роман уже вышел.
В редакции газеты «Гудок» из старожилов никто толком ничего рассказать не мог. Говорили, что перед войной, барские стулья, не располагавшие к работе, погрузили на грузовик и вывезли в неизвестном направлении. Инвентарных книг не сохранилось. Казалось бы, все! След потерян. Однако старый вахтер (прямо как в «12 стульях»!), служивший в редакции еще с тех времен, неожиданно признался, что, когда стулья грузили в машину, он не удержался, и один стульчик-то, припрятал, да и обшивочку-то прикрыл, чтоб не отобрали стульчик. Очень уж удобные были барские стулья! Так, стул вскоре перекочевал во вновь открывшийся музей своего первого владельца А.С.Грибоедова.
На этом литературная часть истории заканчивается. А теперь, собственно, об изготовителе этих литературных стульев – Гамбсе. Кто он такой?
Немецкий краснодеревщик Генрих Даниель Гамбс (Heinrich Gambs)(1765-1831) прибыл в Россию вместе с другим знаменитым мебельщиком, обучившим его своему искусству, Давидом Рентгеном, чтобы доставить ко двору Ее Императорского Величества Екатерины II заказанную мебель. Гамбсу было 29 лет, это была его четвертая поездка в Россию, и он трезво оценив свои возможности и спрос на хорошую мебель в стране, решил остаться здесь и основать свое дело. Первой его заказчицей и покровительницей стала Великая княгиня Мария Федоровна. Стол и ширма, выполненные из красного дерева, инкрустированные слоновой костью, украшенные позолоченной бронзой, расписным стеклом, понравились и заказчице и самой императрице.
Вскоре, с одобрения Екатерины II и при финансовой поддержке австрийского купца Отто, он открывает мебельную мастерскую, которой позже предстоит стать самой престижным мебельным производством России. Открывшаяся возле Калинкина моста, фабрика, магазин и квартира, постепенно перекочевывают в центр. Мебель Гамбса была так популярна, что ее приобретали все, кто мог себе позволить купить ее. Любой предмет мебели считался роскошным подарком. Другой знаменитый Александр Сергеевич, сам Пушкин, приобретал гамбсовскую мебель и упоминал о ней в сочинениях.
Гамбс, как и его учитель Рентген, был великолепным механиком. Свои познания он с успехом применял в изготовлении мебели. Он с увлечением делал в своей мебели выдвигающиеся механизмы, музыкальные шкатулки, всяческие сюрпризы.
Генрих Гамбс ушел из жизни в 1831 году, оставив детям хорошее состояние и дело в самом расцвете. Сыновья продолжали выпускать и реставрировать мебель вплоть до 60-х годов 19-го столетия. Однако в 1870-х годах о гамбсовском производстве уже нет никаких упоминаний. Их имя всплывет только в бессмертном романе Ильфа и Петрова.
Такова история гамбсовской мебели.http://uhouse.ru/
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)