В далеком 1925 году в спокойном городке Дессау, архитектор Вальтер Гропиус спроектировал и построил небольшой комплекс зданий выразительных по форме и лаконичных по содержанию. Он назначил это место приютом недавно родившегося "дома строителей", который должен был стать кузницей нового искусства ХХ века…
Баухауз - это совершенно уникальное учреждение, - школа, создатели и ученики которой смогли определить пути развития современного искусства. Они смогли стать чем-то важным не только для историков дизайна, но и для всего современного общества, которое по сей день пользуется плодами их творчества…
Баухауз стал истинным прародителем сегодняшнего мира с его стальной и бетонной архитектурой. Многое из того, что мы привыкли именовать современным, на самом деле было придумано в Германии 20-х годов. Люди годами живут в домах и квартирах, спроектированных во времена Баухауза.
Мало кто задумывается об этом, полагая, что эти здания всего лишь функциональны, а ведь у них есть своя история...
Мало кто знает, что именно баухаузовцам впервые пришла мысль сократить площадь жилья до необходимого минимума, убрав все второстепенное. Именно они стали развивать тип здания (именуемый сегодня "хрущевкой"), являющийся, по сути, образцом всемирного авангарда. Жители же этих "ячеек" изо дня в день сидят на придуманных профессорами Баухауза стульях...
Что же это такое Баухауз?
Это художественно-ремесленная школа, которой руководил архитектор Вальтер Гроппиус, а позже - его коллеги Ханнес Майер (вскоре переименовавший заведение в Институт дизайна) и именитый дизайнер Людвиг Мис Ван дер Роэ. Они собрали вокруг себя "мастеров"-единомышленников, готовых создавать новую культуру. Среди профессоров школы были лишь те, кого сегодня мы считаем талантливейшими творцами ХХ века, - в их числе и широко известные художники: Пауль Клее и Василий Кандинский.
Студентов не просто учили дизайну, - из них делали ремесленников, способных своими руками изготавливать предметы искусства. Только после того, как ученик овладевал каким-либо ремеслом (гончарное дело, металлообработка и пр.), и проходил обязательный курс по теории искусства, ему позволялось заняться творчеством. Творец знал все тонкости дизайна, понимал форму, анализировал влияние света и цвета на целостное восприятие предмета. Преподаватель передавал своим последователям те знания, которые сейчас можно найти в академических пособиях по дизайну: красная стена кажется ближе, чем голубая; звук в белом интерьере - громче, чем в бежево-коричневом; светлые предметы зрительно легче темных...
Занятия творчеством предполагали непрерывное экспериментирование, которое позволяло студентам улавливать все "движения" предмета в среде, - они словно помещались с лабораторию, в которой можно было создавать новые «химические» элементы.
Подобная система обучения была весьма эффективной. Дизайнеры, окончившие Баухауз, были способны создавать красивые, высококачественные и многофункциональные, и, что немаловажно, - не очень дорогие вещи.
Ученики и преподаватели Баухауза успели сделать не так много, как хотели, но все же они подарили миру свои новаторские разработки, чертежи и схемы, которые и по сей день не теряют актуальности, поражают своими простыми, но в тоже время, - точными идеями.
Лучшие их разработки активно используются в нынешней индустрии дизайна. Модные сегодня разноуровневые потолки придумали именно во времена Баухауза в мастерской архитектора Гинзбурга, который предложил опускать их уровень в спальне , и приподнимать - в гостиной. Там же впервые было предложено сократить размеры кухни, и создать некий «кухонный элемент», представляющий собой шкаф со встроенной техникой. Помимо этого, «мастера» предложили "урезать" ванную комнату, превратив ее в "ванный элемент", являющий собой современный душ.
Вещи, рожденные Баухаузом, прочно вошли в нашу жизнь, и мы настолько к ним привыкли, что совсем не видим в них отголосков блистательного прошлого. Мебель родом из Баухауза стоит в офисах и приемных, украшает студии и салоны....
Классикой и примером для подражания стало кресло. Кресло «Василий», названное так в честь Василия Кандинского, - имеет тысячи копий и прототипов.
А сам оригинал замыслил швейцарский дизайнер и преподаватель Марсель Брёйер. Он придумал этот стул, глядя на свой новенький велосипед. Именно ему впервые пришло в голову использовать металлические трубы не только в технике, но и в мебели. Брёйер предложил делать из металла - мебель. Мебельщики той поры никогда раньше не создавали подобные кресла. Кресла с ничем не прикрытым каркасом, на котором зиждется примитивный кожаный квадрат, заменяющий сиденье.
Впрочем, кресло «Барселона», придуманное Мисом ван дер Роэ для Всемирной выставки 1929 года выглядело не менее экстравагантно.
Проект Миса являл собой стул состоящий из двух кожаных подушек на открытой металлической раме.
Вскоре оказалось, что иначе могут выглядеть и вполне традиционные деревянные стулья. Дизайнер Геррид Ритфельд делал мебель исключительно из дерева, и делал ее под не слишком ясным лозунгом: "Я делаю стул, чтобы было удобно сидеть, а не чтобы умещаться на нем". Тем не менее, то, что он делал, было очень лаконичным и ясным. Это была современная мебель, ничем не уступающая по новизне своим металлическим аналогам.
Вслед за креслами на свет появились многочисленные стулья и столы, отвечающие всем требованиям концепции Баухауза, и готовые к массовому производству. Все эти модели, вначале так испугавшие мебельщиков, в кратчайшие сроки были раскуплены различными предприятиями и - запущены в производство.
Помимо мебели, сотрудники Баухауза изготавливали предметы из фарфора, тканей, проектировали осветительную технику, рисовали обои и прочие декоративные элементы, отвечающие канонам красоты и функциональности...
Баухауз просуществовал до 1933 года, после чего был закрыт, поскольку его признали учреждением, "вредным для культуры" ...
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)