Казалось бы, простая вещь – журнальный столик. Вот только простая ли? Ведь журнальный (или, как говорят в Европе, кофейный) столик – это центр зоны отдыха в вашей квартире. За ним пьют кофе и ведут неспешную беседу, смотрят телевизор и читают вслух. В отличие от более утилитарного обеденного стола, журнальный столик должен быть еще и эстетическим центром комнаты.
Окруженный мягкой мебелью, он подобен живописному озеру в обрамлении гор. Стиль мебели стекается в него, как вода из горных речек. Немного о биографии нашего героя. Родился он в 12 веке в Китае и имел первоначально, видимо, чисто обрядовое назначение. Впоследствии на него ставили украшения и вазы, а в Японии он использовался для письма и сервировки. Люди вокруг сидели на циновках, посему рост он имел небольшой (20-40 см.). Потом немного подрос (до 45-50 см.) и произвел многочисленное потомство, распространившееся по всему миру. Но черты фамильного родства сохраняются по сию пору.
Культуре Китая и Японии, с одной стороны, свойственна лаконичность, простота и ясность форм. И современный минимализм опирается именно на эти традиции. С другой стороны, декоративное начало в очень большой степени концентрировалось именно в оформлении столиков. Там и тогда появились и инкрустация (мозаичное сочетание различных пород дерева) и интарсия (вкрапление в дерево черепаховых, перламутровых, медных и других «инородных» материалов). И современные высокие стили мебели предполагают единство и борьбу двух противоположных тенденций – "ретро" и современности, "предметности" и минимализма.
Законодателем высокой моды справедливо считается Италия, бережно сохранившая традиции Возрождения и умело разрабатывающая современные направления. В качестве примера: существует замечательный французский стиль Boulle (Буль), названный так по имени художника и мастера 17 века Андрэ Шарля Буля, который инверсировал традицию украшения светлого дерева темным шпоном. Буль сделал наоборот и получил удивительное соединение Востока с Западом. Кроме того, он первый в Европе применил черепаховую технику (пике). А сегодня выпускается полная ретроспекция столиков Boulle 17 века, повторяющих не только внешний вид, но и материалы, и технику изготовления. Вообще ретроспекция очень популярна в Италии. Так, выпускаются журнально-ломберные столики из ореха с изысканной резьбой. Интересны и столики в стиле Чиппендейл. Этот стиль назван так тоже по имени автора (на этот раз англичанина), впервые включившего в мебель животные мотивы (например, ножки в форме тигриных лап или орлиных когтей).
Особенно любопытный результат получается при сочетании этого стиля с традиционным китайским минимализмом "столика в столике". Конечно, обращаются мебельщики и к стилю Барокко. Для него характерна орнаментальная, вычурная резьба по дереву. Для этого служат менее ценные породы дерева – береза или липа. Деревянные части покрываются левкасом, а затем позолотой и/или любым колером, но только в пастельной гамме. Для поверхности столиков также используется дерево или (дань сегодняшней моде) каленое стекло с огранкой.
В зону отдыха, помимо основного, чайно-кофейного столика, часто входит один или два дополнительных – для цветов, лампады, фотографий (разумеется, в резной позолоченной рамке). Такого же принципа компоновки гостиной придерживаются компании, выпускающие гарнитуры, стиль которых несет некоторые черты Артнуво (стиля начала 20 века), но без его остроты и асимметрии. Можно сказать, что это смесь Артнуво с Ампиром. Банты, украшенные ручной резьбой с тщательной проработкой деталей и нанесением сусального золота, пара золотых грифонов, отсылающих наше воображение в Египет…
Предметы мебели, созданные в описанных выше стилях, как бы говорят: «Посмотрите на нас, какие мы красивые и дорогие! Посмотрите, как мы заполняем все пространство! Мы созданы, чтобы нами любовались».
Но перенесемся, наконец, в 21 век. Минимализм. Его принцип – мало предметов и один-два цвета. Мебель не нагружает пространство, и ее монолог можно выразить так: «Все для тебя, хозяин! Пожалуйста, самовыражайся. А нас нет, нас нет». Как уже утверждалось, стиль этот тоже уходит корнями в Японию и Китай. Однако и русскому сердцу он не чужд. Достаточно вспомнить любой зимний русский пейзаж.
Конечно, современный минимализм предполагает наличие довольно-таки большого пространства, поскольку, если количество вещей в каждой комнате минимально, для их размещения нужно иметь много комнат и функциональных зон. Исходя из концепции стиля, основным материалом является стекло. Для поверхности столиков и
спользуют стекло в 10-12 мм.
толщиной. Порой стекло ломают в различных плоскостях, придавая ему самые причудливые формы. Столики из знаменитого муранского стекла, столики из стекла в сочетании с фрагранитом. (Это материал, отражающий еще одну современную тенденцию – безотходное производство. Гранитная крошка заливается искусственной смолой, что позволяет получать любые формы). В моде ковка и нержавеющая сталь, а также сочетание двух металлов (золота и нержавейки, например). Разнообразие потрясает. Как вам понравится покрытая стеклом зеленовато-золотая керамическая русалка? А стеклянные ножки в виде винтовой лестницы? Но конечно, привычнее сочетание стекла с деревом. Современный стиль использует светлое дерево – вишню или черешню.
Конфликт теплого и холодного – дерева и стекла – удивительным образом создает гармонию без всяких дополнительных средств.
Вообще минимализм этим и хорош. Поставленный на столик глиняный горшок уже будет украшением. В этом смысле особенно интересны столики с коллекционными ячейками под стеклом. Эти ячейки могут служить, например, для размещения коллекции камней, или фотографий, или гербария. Маленькая деталь, раскрывающая личности хозяев дома. Кстати, функциональность – еще одно направление современной моды. Столики могут содержать дополнительные полочки, ящички. Чистая форма и чистая функция.
На самом деле, как уже говорилось, нынешняя мода предполагает мирное сосуществование различных стилей и эпох. В конце концов, все зависит от личного вкуса. Другое дело, что при формировании облика своего жилища человек сегодня стремится сохранить единство этого самого стиля, его «коллекционность», начиная с ковра на полу и заканчивая люстрой на потолке. Поэтому в наше время умные люди предпочитают прибегать к услугам дизайнера. Заметим, что описанные в статье модели не пылятся на складах. Они есть только в каталогах и делаются на заказ. Но вы можете приобрести и более дешевые аналоги. Создавая концепцию интерьера, не забудьте про маленький, но чрезвычайно концептуальный предмет – журнальный столик.
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)