Полоска – самый простой и древний способ визуальной организации плоскости, а вместе с тем и пространства. Это очень активный элемент дизайна, его воздействие объясняется особенностями механизма человеческого зрения, которое в большей степени определяется не строением глаза, а структурой и работой мозга. Мы часто не знаем этих механизмов, так же как и законов композиции и оптического восприятия, и руководствуемся интуитивным чувством «комфортно – некомфортно».
Вот только если речь идет о создании определенного дизайна в квартире, мы не всегда заранее можем понять, как все получится в реальности. Довольно затратное дело - экспериментировать с интерьером, сдирая непонравившиеся обои, перекрашивая стены и передвигая мебель. Поэтому неплохо знать некоторые особенности воздействия полоски на зрение и психику человека, тем более что наше зрение способно обманываться, и тому виной все те же законы зрительного восприятия.
Для того чтобы человек выживал в окружающем мире, его зрение и мозг научились решать много задач. Одна из них – распознавание в видимом различных текстур. Зрительно текстура определяется как характер поверхности. В каком-то смысле все, что мы видим, для мозга – набор различных текстур, разделяемых контурами. Чередование цветов, перепады яркости, направление и частота линий и пятен – вот что может образовывать текстуру. В этом случае простейшая текстура – это полоска. Но в природе не бывает строгого параллельного ряда, поскольку по законам перспективы прямые параллельные линии зрительно сужаются к условной точке на горизонте. С удалением от нас частота любой текстуры повышается, и это помогает человеку определять расстояния, различать «близко – далеко», чувствовать перспективу. Полоска как «правильная» текстура просто бросается в глаза, поскольку кажется нарушением естественных законов природы. Поэтому подчеркнутая, контрастная полоска – плохой фон, сбивающий восприятие. Если уж делать фон полосатым, то исползуемые в полоске цвета и их насыщенность должны быть близки друг к другу, либо полоска должна быть редкой и/или мелкой.
При этом сами полосы имеют свои хитрости. Горизонтальные линии кажутся шире вертикальных. Вертикальные линии воспринимаются как динамичные, легкие, устремленные вверх, а горизонтальные – как неподвижные, «лежащие», тяжелые. Но при этом фигуру (в нашем случае это может быть стена, часть стены, панно, мебель) горизонтальная полоска делает зрительно выше, а вертикальная – шире. Однако такой эффект проявляется в большей или меньшей степени в зависимости от ширины и частоты полос. Если вспомнить, что подсознательно большая частота текстуры означает большую удаленность участка от смотрящего, можно понять, почему частая мелкая полоска больше расширяет пространство, чем крупная. Глаз считывает больше информации с такого участка, именно поэтому контрастная частая полоска больше утомляет глаза.
Помимо текстуры, человек восприимчив к зрительному выражению ритма и метра. Метр – это монотонное повторение одних и тех же элементов, которое могло бы длиться бесконечно без изменений. Ритм, как сказал Андрей Белый, это отклонение от метра. Полоска, орнамент – яркий пример метра. В тоже время ритм и метр часто используются вместе. К тому же в обиходе понятия ритма и метра нередко объединяют. Если вы метрическую полоску в разговоре со знакомым назовете ритмическим рядом, это не будет грубой ошибкой, при условии, что вы не обсуждаете термины изобразительного искусства и архитектуры.
Именно связь полоски с ритмом и метром позволяет ей организовывать плоскость стены и окружающее пространство. Можно сказать, что полоска задает ритм окружающей среде. Поэтому важно правильно выбрать частоту и ширину полос, если в будущем вы планируете размещать на полосатой стене какие-либо предметы декора. Например, картины. При вертикальных полосах средней ширины может так получиться, что линии полос и линии рам картин будут перебивать друг друга. Гораздо лучше для фона в этом случае горизонтальные полосы – или очень крупные, или мелкие и редкие. Тогда полоска будет или вмещать в себя предметы декора, или объединять их, словно нанизывая на одну нить бусины для ожерелья.
Если не только стены будут в полоску, но и что-то из мебели или текстиль, к примеру, палас на полу или плед на диване или кровати, необходимо соотносить частоты разных полосатых участков. Хорошо, если они совпадают или кратны друг другу.
Полоска своими прямыми линиями подчеркивает прямые формы и затрудняет восприятие округлых форм. Если в помещении есть ниши или выступы, полоска заострит на них внимание. Поэтому, если есть желание сгладить форму помещения, полоску лучше не использовать. При намерении обыграть архитектурные особенности комнаты смело используйте полоску.
В однотонном помещении полосатый элемент, будь то участок стены, изголовье кровати или ковер на полу, станет ярким акцентом, композиционным центром вашего интерьера.
Каковы бы не были оптические иллюзии, если вы ими управляете, они станут хорошими помощниками для создания гармоничной жилой среды.
http://uhouse.ru/
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
» Гостиная-студия в хрущевке (18)
» Кресло-качалка (2)
» Работа фактур материалов в интерьере (3)
» Супрематизм и дизайн (23)
» Маленькая комната для семьи с маленьким ребенком (1)
» Совмещенный санузел в хрущевке: невозможное возможно (20)
» Стиль, красота, уют, гармония - мой выбор (26)
» Кухня - размер не имеет значения (6)
» Наша веселенькая маненькая (6м) кухонька! (4)