Русский колорит   <-- Цвета и интерьер
Сальвадор Дали утверждал, что среди русских не может быть хороших колористов, потому что сияющая белизна снега притупляет цветовую чувствительность сетчатки. Однако коренные жители крайнего Севера благодаря снегу различают сотни две оттенков белого. И даже если в оттенках других цветов россияне не очень сильны, практика показала, что иногда много и не нужно.

Я даже могу назвать три любимых цвета для украшения интерьера в Древней Руси. Красный, зеленый, желтый (золотой). Напомнило светофор? Не удивительно, ведь выбор этих цветов для светофора не случаен. Он учитывает свойства цветовой волны. Красный цвет быстрее всего достигает человеческого глаза. Волна зеленого цвета – медленнее красного и желтого.

Русский колорит

Когда задумываешься о любви к красному на Руси, поражаешься, сколько объяснений этому может быть. И трудно понять, где причина, где следствие. То ли менталитет диктовал такой выбор цветов, то ли выбор цветов повлиял на наш менталитет.

Обратимся к восточным традициям и определению цвета по чакрам. Красный цвет – цвет самой первой чакры, самой «животной» энергии. Работа этой чакры отвечает за выживание, самосохранение, волю к жизни. Красный цвет активирует все основные инстинкты, в том числе половой. Недостаток активности первой чакры приводит к трусости, чувству усталости, зависимости от чужого мнения.

Считается, что цвет обстановки воздействует на соответствующую цвету чакру, активизирует её. Можно не верить во «всякую эзотерику», но ученые признали, что цвет влияет не только на эмоции, но и на внимание, остроту слуха, кровяное давление, и, в целом, на работоспособность человека. Помимо этого, цвет вызывает определенные акустические, температурные, весовые ассоциации. Теплые цвета делают помещение «теплее» на уровне ощущений. И еда выглядит аппетитнее, если она освещена, к примеру, красным, а не синим.

Русский колорит

Русский колорит

Конечно, перебор с красным цветом не лучше: вызывает агрессивность, импульсивность, навязчивость. Поэтому в интерьере красный цвет порой уравновешивается зеленым. Тут все и по законам физики, оптики. И живописи. Красный и зеленый цвета являются дополнительными друг для друга. Есть такое явление – если долго смотреть на красный цвет, потом у нас перед глазами некоторое время висит зеленое пятно. А если на зеленый долго смотреть, то, соответственно, появится красное пятно. Грамотное соотношение красного и зеленого цвета, или их оттенков, считается основой гармоничной цветовой композиции картины. Думаю, это справедливо и для интерьера.

Если же снова обратиться к восточным практикам, то мы узнаем, что зеленый цвет – это цвет чакры сердца. Работа этой чакры отвечает за чувство сострадания, любви, способствует уравновешенности. Благодаря активности зеленой чакры мы в состоянии ощутить эмоциональную близость с другим человеком, воспринимать искусство. При сильной сердечной чакре человек способен к чистой, бескорыстной, жертвенной любви, он также открыт к общению с Богом. В христианской символике зеленый цвет подразумевал земную жизнь Христа, его служение людям. Поэтому естественно использование зеленого цвета при оформлении молельных комнат, или, к примеру, рабочего помещения думного дьяка.

Русский колорит

Русский колорит

Что касается желтого, и его золотой ипостаси, то во многих культурах использование желтого цвета было привилегий высших сословий, а иногда одного правителя. Желтый цвет символизировал как мудрость, просветление, так и царственность. (Символом власти обладают также и красный, пурпурный цвета, что неудивительно). Желтый ассоциировался с солнцем, с золотом – то есть с высшим положением и богатством.

Что же касается чакр, то «желтая чакра» находится в солнечном сплетении, между диафрагмой и пупком, и отвечает за внутреннюю энергию человека, за формирование его личности. Эта чакра отвечает за проявление нашей силы, наших желаний, эмоций, интеллекта вовне, воздействуя на окружающий мир.

Благодаря ее активности человек стремится реализовать свои цели, добиться определенного положения в обществе. Однако нарушения в работе чакры приводит к чрезмерным амбициям, злоупотреблению властью, постоянного чувства неудовлетворенности. Человек стремится подавлять свои эмоции, но это только приводит к срывам, депрессии и ярости. Кто знает, не повлияло ли на тяжелый характер Ивана Грозного в том числе изобилие желтого, золотого в окружающей его обстановке.

Русский колорит

Исследователи пришли к выводу, что правильный выбор цветового оформления рабочих помещений снижает травматизм, повышает продуктивность. Кто знает, как сложилась бы наша история, если бы дизайн рабочих кабинетов правителей соответствовал законам воздействия цвета. Хорошо, что за цвета в своем интерьере мы отвечаем сами.

http://uhouse.ru/




Высказаться

  • 68
 (голосов: 5)
Просим вас зарегистрироваться и прокомментировать "Русский колорит".
Ваши комментарии помогут нам понять, в какую сторону следует развивать проект далее!
Просмотров: 18939   Автор: Deconika   23 сентября 2009   Мнений: 58  
favorskaya 24 сен 2009 23:12

Репутация:

+ 29 -

Адекватность комментариев: 4276

Группа: Модераторы

Публикаций: 1

Комментариев: 2780

Сальвадор Дали утверждал, что среди русских не может быть хороших колористов, потому что сияющая белизна снега притупляет цветовую чувствительность сетчат-ки.

А еще Он утверждал: для того, «чтобы быть гениальным художником, нужно родиться в Испании и носить фамилию – Дали!»

0

--------------------
Nomen est omen.
Deconika 25 сен 2009 13:38 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

Я помню эту фразу Дали. :) Я вообще-то его поклонница, снисходительно отношусь к его чудачествам, но в отношении русских художников с ним не согласна.

-1

margarita 25 сен 2009 01:57

Репутация:

+ 8 -

Адекватность комментариев: -447

Группа: Посетители

Публикаций: 0

Комментариев: 3369

Очень красивые фотографии - красочные, колоритные. Русский стиль - как часто рождает споры этот синоним, применительный ко всему здесь, в Рф - "русский"!

Я увидела здесь много татарского и... европейского. Ну нет ничего русского, нет!!!
А лапти - это русское, чисто русское? если да, то понятно - из лесу вышли обросшие мужики и так далее... А что одевать-то? Если не лапти из дерева?

Этот стиль на фотках принято русским звать-величать, такое было в РФ давно. но - истинно ли русское, интерьер вообще у кого заимствован-то?

...И чисто русская черта - нагромождение всего-всего... Вот тут на фото вижу люстру в низкой избе, в хоромах с низким бревенчатым потолком и в этом весь русский менталитет!!! Весь русский, крысиный характер - все в кучу собирать.

Деконика, мне ваша статья понравилась и изложением и фактами и фотками - я в общем говорю о "русском". Простите, патриоты.

... Блин, надо же в бревенчатую избУ люстру из Европы повесить. А чего не китайский фен-шуй? Правда, бубенчики на тройке и китайские колокольчики - синонимы.

0

favorskaya 25 сен 2009 13:21

Репутация:

+ 29 -

Адекватность комментариев: 4276

Группа: Модераторы

Публикаций: 1

Комментариев: 2780

Я даже могу назвать три любимых цвета для украшения интерьера в Древней Руси.

Все-таки ключевое слово - Древняя Русь.
Российский триколор (Флаг РФ): белый, голубой, красный.
... выбор этих цветов для светофора не случаен.

Наверное, так. Только выбирали эти цвета отнюдь не русские...
Впервые трехцветные светофоры были установлены в 1920 г. в США (Детройт и Нью-Йорк).
В Европе они появились вначале в Париже (1922 г.) и Гамбурге, а впоследствии – в Англии (1927 г.)
Первый трехцветный светофор на Руси (в то время Она уже называлась СССР) установили в Ленинграде в 1930 г. на пересечении Невского и Литейного проспектов.
К чему такие исторические отступления? К тому, что в моем сознании цвета светофора не ассоциируются с любимыми цветами интерьера Древней Руси, да и современной России - тоже.
Deconika, Вы – блестящий Автор! На этот раз, мне кажется, формат статьи просто не позволил Вам изложить все более системно…
Но, несмотря на все вышесказанное, я восхищена Вашей работой.
Спасибо!

+2

--------------------
Nomen est omen.
Deconika 25 сен 2009 13:36 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

Цитата: favorskaya
Все-таки ключевое слово - Древняя Русь.

Цитата: favorskaya
К чему такие исторические отступления? К тому, что в моем сознании цвета светофора не ассоциируются с любимыми цветами интерьера Древней Руси, да и современной России - тоже.

Несомненно, речь шла о Древней Руси, а светофоры упоминались только для разъяснения характеристик цветовых волн. Статья все же о воздействии цвета, просто на примере Кремлевских палат.

Спасибо за отзыв! Да, формата статьи мне все время не хватает. :)

0

Deconika 25 сен 2009 13:32 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

Есть такое понятие, как русский средневековый стиль, к нему спустя века обращались многие знаменитые архитекторы. Что касается интерьера, то, даже впитывая влияние Византии, все равно в итоге рождались свои традиции.
Именно сказочная роскошь Кремлевских палат и красочность Собора Василия Блаженного вдохновляла многих инстранных дизайнеров. Для них Россия - "дичь", вместе с Ближним Востоком и цыганами. Все роскошное, красочное, богатое узорами для них - русское. Я думаю, это вовсе не принижает русскую культуру.

Вот пример обращения к русским традициям в интерьере: Русская чайная комната в Нью-Йорке (Russian Tea Room)
Обратите внимания на цвета: красный, зеленый и золотой.

-1

Прикрепления:
Авторизируйтесь, чтобы получить доступ к прикрепленным файлам!
Deconika 25 сен 2009 13:46 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

А вот еще попалась интересная работа Анри Матисса, хранящая в Эрмитаже.
Называется она: "Накрытый стол - красная гармония". Написал ее художник под впечатлением от орнаментов мусульманского востока, после поездки в Алжир. Однако декоративность и цвета очень похожи на русские.

-1

Прикрепления:
Авторизируйтесь, чтобы получить доступ к прикрепленным файлам!
Домоседка 25 сен 2009 14:10

Репутация: Выкл.

Адекватность комментариев: 54

Группа: Посетители

Публикаций: 0

Комментариев: 97

Цитата: favorskaya
Только выбирали эти цвета отнюдь не русские...

А как Вам такая не очень серьёзная версия:
русские ищё в древности выбрали, а американцы и европейцы, как всегда, быстрее в массовое употребление внедрили...?

Маргарита, что-то Вам национальная тема покоя не даёт...
Да, мы, русские, такие -
Левши и разгильдяи, ...
Ломоносовы и охламоны,...
гениальные и придурки,...
трудяги и ленивые до ужаса...- разные мы!!!
И всё же есть в нас, русских(не столь по национальности, сколько по ментальности), что-то такое...
Но это тема другого сайта!

Маргарита, давайте лучше о цветах и цвете... smile

+1

favorskaya 25 сен 2009 14:42

Репутация:

+ 29 -

Адекватность комментариев: 4276

Группа: Модераторы

Публикаций: 1

Комментариев: 2780

Цитата: Домоседка
А как Вам такая не очень серьёзная версия:
русские ищё в древности выбрали, а американцы и европейцы, как всегда, быстрее в массовое употребление внедрили...?

Это, как и национальный вопрос, - тема для другого сайта. Шучу, конечно!
Pourquoi pas... - Почему бы нет?

Цитата: Deconika
Вот пример обращения к русским традициям в интерьере: Русская чайная комната в Нью-Йорке (Russian Tea Room)
Обратите внимания на цвета: красный, зеленый и золотой.

Ни на одной из фотографий не видно главного атрибута русского чаепития – самовара.
Мне этот "Русский Чай" больше напоминает по дизайну … китайский! Ничего удивительного в этом нет. В России чай когда-то называли китайской травой…
Чай - напиток не только русский. Да и чайных плантаций у нас отродясь не было…
На мой взгляд, Russian Tea Room - стилизация, больше отвечающая представлениям о нас американцев, чем серьезное желание воссоздать нечто русское...
В Москве на Мясницкой есть очень старый магазин (до 1917 г.), оформленный совершенно по-восточному: вазы с драконами, роспись стен. Еще в советские времена там стоял дивный аромат чая и кофе…
Посмотрите фотографии «русского чайного дома» (в Москве это – Дом, а не комната).

Цитата: Deconika
Я думаю, что в этой Чайной комнате ориентировались не на деревенско-купеческую древнюю Русь

Как же это: купеческая и - без самовара??! Никак не может-с быть...
Цитата: Deconika
После революции очень много русских оказалось в Америке. Так что у американцев была возможность познакомиться с их бытом и культурой.

Если им это было нужно для бизнеса, то - да!
Да и русские, если и уезжали в Америку, то - в последнюю очередь, сначала все-таки в Европу, - французский и немецкий языки - были почти родными...
В Америку поехала поздняя, уже советская волна эмиграции.
И не думаю, что интерес к нашему "дизайну" со стороны американцев был таким глубоким...
Кажется, я как Маргарита, начинаю задаваться вопросом: а был ли он вообще, наш русский дизайн?..

+1

Прикрепления:
Авторизируйтесь, чтобы получить доступ к прикрепленным файлам!
--------------------
Nomen est omen.
Deconika 25 сен 2009 15:05 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

Цитата: favorskaya
Ни на одной из фотографий не видно главного атрибута русского чаепития – самовара.

Вот это как раз был бы "лубок", слишком явная стилизация. Я думаю, что в этой Чайной комнате ориентировались не на деревенско-купеческую древнюю Русь, а на имприалистическую, при этом с оглядкой все же на Кремлевское буйство красного и золотого.
Воссоздавать старинные интерьеры есть смысл только для музеев. Во всех остальных случаях - это только стилизация. А помимо стилизации есть просто перерабатывание традиций во что-то свое, авторское.
После революции очень много русских оказалось в Америке. Так что у американцев была возможность познакомиться с их бытом и культурой.

А фотографии магазина на Мясницкой очень интересны, спасибо!

-1

svet_lana 25 сен 2009 17:44

Репутация:

+ 0 -

Адекватность комментариев: 101

Группа: Посетители

Публикаций: 0

Комментариев: 288

Замечательные, яркие, красочные фотографии. Лично мне сразу же вспомнился фильм "Иван Васильевич меняет профессию" :) Кстати, думаю, такая стилизация неплохо смотрелась бы в каком-нибудь загородном доме.

0

favorskaya 25 сен 2009 17:48

Репутация:

+ 29 -

Адекватность комментариев: 4276

Группа: Модераторы

Публикаций: 1

Комментариев: 2780

Цитата: Deconika
не на деревенско-купеческую древнюю Русь, а на имприалистическую, при этом с оглядкой все же на Кремлевское буйство красного и золотого.

А империалистическая Россия существовала только в работах В.И. Ленина…
Deconika, Вы видели американский фильм «Анна Каренина» 1935 г. с Гретой Гарбо в главной роли? В нем русские аристократы танцуют вприсядку и пьют, как сапожники.
Американцы, по Вашей версии, уже успели (18 лет – срок!) познакомиться с нашим бытом и культурой…
Их интерпретация нашей культуры, увы, и есть настоящий "Русский колорит"...

Цитата: Deconika
Во всех остальных случаях - это только стилизация. А помимо стилизации есть просто перерабатывание традиций во что-то свое, авторское.

Согласна. Только тогда не совсем корректно называть свое авторское вИдение конкретным именем: Russian Tea Room.
У французов есть словесный оборот: a la... Например, а la Russe.
В аннотации к фильму можно увидеть: по мотивам ... Так режиссер дает понять, что фильм - не буквальная экранизация, а Его авторское вИдение.

0

--------------------
Nomen est omen.
margarita 25 сен 2009 18:46

Репутация:

+ 8 -

Адекватность комментариев: -447

Группа: Посетители

Публикаций: 0

Комментариев: 3369

Цитата: Deconika
Алжир. Однако декоративность и цвета очень похожи на русские.

Цитата: favorskaya
а был ли он вообще, наш русский дизайн?..



Цитата: margarita
русские аристократы танцуют вприсядку и пьют как сапожники.

+1

Deconika 25 сен 2009 19:30 [Внимание, отвечает автор!]

Репутация:

+ 14 -

Адекватность комментариев: 345

Группа: Посетители

Публикаций: 37

Комментариев: 475

Допустим, редкий американец знает хорошо русскую культуру, в том, что касается хотя бы архитектуры и интерьера. Но много ли россиян знает амриканскую кульутуру? Для многих это только поп-корн, Голливуд, Макдональдс, а из исторического - ковбои и "Унесенные ветром".
Так что же тогда судить других.
А когда речь идет о создании этической стилизации интерьера, разве вспоминаются не наиболее характерные, узнаваемые образы? Разве китайские (ой ли?) "поющие ветра", веера и фонарики с дракончиками, продаваемык в сувенирных отделах, имеют что-то общее с натуральными предметами декоративного искусства древнего Китая? Не тот же ли это "лубок"?

По-моему, то, что создатель интерьера Русской чайной комнаты обошелся без самоваров и матрешек, огромный ему плюс.
Цитата: favorskaya
А империалистическая Россия существовала только в работах В.И. Ленина…

Я, видимо, неверо выразилась. Императорская - так лучше?



Цитата: favorskaya
Кажется, я как Маргарита, начинаю задаваться вопросом: а был ли он вообще, наш русский дизайн?..

Чтобы определить, что такое русское, надо хорошо знать, что такое НЕрусское.
И насколько это Нерусское чисто от посторонних влияний. Нет и не было таких культуур, заметных в истории, которые не впитывали в себя достижения других народов.

-1

Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Случайные странники, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
 


Внимание! Копирование собственных материалов сайта возможно только при указании активной гиперссылки на Uhouse.ru.

Copyright © 2006 - 2013 UHouse.Ru - Универсальный ДОМ (Универдом)

main-with-texts.tpl